advert 1
advert 2
advert 3

Эффективное использование ИТ в деятельности предприятия

Значительные проблемы, с которыми мы
сталкиваемся, не могут быть решены на том же
уровне мышления, на котором они были созданы.
Альберт Эйнштейн

До недавнего времени под информатизацией понимали лишь наращивание количества компьютерной техники и ее усовершенствование, не задумываясь, насколько эффективно и рационально она используется. Поэтому появилась распространенная проблема (и, в то же время, заблуждение), связанная с трудностью обоснования инвестиций в информационные технологии (ИТ). И действительно, в общем случае сложно доказать, что, например, приобретение новой высокопроизводительной компьютерной техники способно значительно повысить производительность труда. В связи с этим даже появились различные приемы по «искусству пускания стрел» с целью выбивания средств у директоров и собственников. Например, если вы неоднократно предупреждали, что что-то должно упасть — сделайте так, чтобы это случилось, уроните это сами и проконтролируйте процесс падения. Совет действенный, но не системный. Для эффективного использования ИТ необходимо отступить от будничного, событийного процесса принятия решений и, следуя высказыванию Эйнштейна, сосредоточить внимание на том, какие фундаментальные решения должны быть приняты, кто их должен принимать, каким образом они будут реализовываться и как будет происходить мониторинг их исполнения1.

Каждый вложенный рубль может дать больше, если четко представлять что, с какой целью и каким образом будет использоваться в компании.

Прежде всего, необходимо оценить и соотнести состояние дел в компании с пирамидой технологических потребностей (рисунок 1). До тех пор, пока работа на предыдущей ступени не будет вызывать нареканий, бессмысленно переходить к следующей.

Пирамида технологических потребностей в ИТ

Рисунок 1 – Пирамида технологических потребностей в ИТ

Системное ПО и оборудование: налаживание безотказной работы аппаратного обеспечения рабочих станций и серверов, активного и пассивного сетевого оборудования и каналов передачи данных, телефонных станций, операционных систем, контроль работоспособности и текущей производительности, физические и технические меры обеспечения информационной безопасности.

Сети и средства коммуникации: прикладной уровень сетевого взаимодействия, службы каталогов, серверы приложений.

Прикладное и специальное ПО: организация рабочего пространства пользователей информационных систем, обеспечение работоспособности ПО, требуемого для выполнения служебных обязанностей.

Квалификация персонала: определение и обеспечение требуемого уровня квалификации пользователей информационных систем, обучение и контроль навыков и знаний.

Регламенты и политики: формализация бизнес-процессов и процедур, регламентная документация, политики компании в области управления качеством, организационные и морально-этические меры обеспечения информационной безопасности.

Бизнес-автоматизация: информационные системы автоматизации бизнес-процессов, системы учета и управления финансово-хозяйственной деятельностью, управление проектами, автоматизация документооборота, управление взаимоотношениями с контрагентами и т.п.

Бизнес-аналитика, KPI: системы поддержки принятия бизнес решений и поддержки эффективности управления, оценка и управление на основе ключевых показателей эффективности деятельности — KPI.

Эффективное использование ИТ в деятельности организаций

Как видно из рисунка, работа на каждой ступени пирамиды должна быть ориентирована на цели и задачи основного бизнеса компании и определяться ими. Кроме того, очень большое значение имеет поддержка и сопровождение деятельности на каждой ступени, т.к. такие затраты составляют большую часть в общей стоимости владения.

Можно сделать вывод, что развитие ИТ обеспечения по такому принципу, соблюдая все комплексные взаимосвязи между самими ИТ, их поддержкой и основным бизнесом компании, обеспечивая, в то же время, контроль качества предоставляемых ИТ услуг, для предприятий малого и даже среднего бизнеса является сложным по экономическим соображениям. Ведь при таком подходе не достаточно иметь в штате системных администраторов, эффективность работы которых часто не очевидна, требуется создание отдельного ИТ-подразделения, способного стать опорой для основного бизнеса с четко определенными параметрами и показателями деятельности.

Выходом в такой ситуации могут послужить сторонние организации, специализирующиеся на предоставлении бизнес ориентированных ИТ услуг, а не технических возможностей, с регламентированным качеством сервиса и согласованным уровнем конфиденциальности — ИТ аутсорсинг.

При таком подходе к организации ИТ можно говорить об управленческом и экономическом эффектах. В первом случае это упорядочивание процесса оказания услуг для предприятия-заказчика: бизнес структурируется на основное и вспомогательное производство, причем последнее предоставляет все необходимые средства его управления и контроля. Экономический эффект достигается за счет регулирования уровня затрат на ИТ в зависимости от текущих потребностей в количестве и качестве услуг. Кроме того, появляются косвенные выгоды: снижение рисков остановки ИТ обеспечения, снижение времени простоя бизнеса, гарантирование либо повышение уровня сервиса, легкость учета общих затрат на ИТ.

В идеальном случае компания, обслуживающая информационно-техническую инфраструктуру, становится единой точкой взаимодействия и поддержки по всем вопросам ИТ, используемых в организации, представляя интересы заказчика во взаимоотношениях с поставщиками других ИТ услуг: сервисными центрами гарантийного обслуживания, Интернет-провайдерами, хостинговыми компаниями, банками (в части технической поддержки систем дистанционного банковского обслуживания), поставщиками справочных информационных систем и средств бизнес автоматизации и т.п.

Таким образом, только правильный, комплексный и системный подход к вопросу организации ИТ, как стратегического партнера, в управлении компанией принесет ожидаемый эффект2: 1) повышение степени обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации; 2) своевременность принятия решений в условиях рыночной экономики; 3) значительное уменьшение влияния человеческого фактора в интерпретации данных; 4) принятие и согласование обоснованных решений вне зависимости от взаимной географической расположенности управленческого персонала и т.д.


1 Уэйл П., Росс Д. Управление ИТ: опыт компаний-лидеров. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005.

2 Информационные технологии управления. 2-е изд. / Под. ред. Г.А. Титоренко — М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2005.